В рамках действующего законодательства, в случае возникновения каких-либо споров со страховыми компаниями, для начала должен осуществляться обязательный досудебный порядок урегулирования спора ОСАГО – то есть в данном случае, в компанию направляется претензия. Этот документ представляет собой предложение найти приемлемый для обеих сторон путь решения возникшей проблемы, изложенное в письменном виде.
Безусловно, механизмы, применяемые для написания договоров страхования, как правило, очень хорошо отработаны, поэтому спорные ситуации возникают достаточно редко и в большинстве случаев из-за недобросовестности какой-либо из сторон. Но даже в этом случае досудебное урегулирование споров ОСАГО – это вариант, который помогает избежать лишних затрат, как нервных, так и финансовых, ведь в случае судебного разбирательства, бремя доказывания своей правоты ложится на истца.
Нужно сказать, что в случае удовлетворения иска, все затраты могут быть компенсированы ответчиком, но справедливости ради необходимо отметить, что так бывает не всегда.
И конечно, любой, кто идет в суд – теряет время, поскольку решения после первого слушанья выносятся крайне редко, можно сказать никогда. Обычно от даты подачи заявления, до даты вынесения решения может пройти год. А если учесть, что проигравшая сторона может оспорить вердикт о суда, то можно говорить о годах.

Что дает досудебный порядок урегулирования спора ОСАГО страховой компании

Статистика судебных разбирательств четко показывает, что в большинстве случаев, суд поддерживает сторону потерпевших, и выносит свое решение в их пользу. Это приводит к тому, что страховщик несет массу дополнительных расходов, в первую очередь связанных с компенсацией ущерба потерпевших. Более того, затраты могут быть несколько выше, из-за всех судебных издержек, пеней и штрафов.
В этой связи, досудебный порядок урегулирования спора ОСАГО – это самый предпочтительный вариант, и адекватная страховая компания, всегда предпочтет именно такое решение.

Причины, по которым может быть подана претензия

Совершенно понятно, что обращение к страховщику с претензией, должно быть хорошо обосновано. То есть, как минимум нарушения должны иметь место быть. Таким образом, просто так подать претензию невозможно. Исполнять любые желания страховая компания не будет.
В число поводов, для подачи претензии можно отнести:
• Не имеющий оснований отказ в страховой выплате;
• Необоснованно заниженная выплата;
• Не соблюдение сроков по производимой выплате, то есть взыскание неустойки.
Нужно сказать, что отказ и намеренное уменьшение суммы, вещи которые могут трактоваться однозначно, то взыскание неустойки за просрочку платежа – это то, что многие пострадавшие от действий страховщиков, забывают взыскать. Однако нужно учитывать, что практически все договоры страхования предусматривают санкции.
А между тем, такие виды страховки как ОСАГО, которые регулируются государством, предусматривают ответственность за неисполнение обязательств, в виде пеней. На сегодняшний день, ее размер составляет – 1% в день.
И нужно сказать, что ОСАГО, предусматривает не только неустойку за задержку, но и за задержку в выдаче отказа.
Другими словами, если даже отказ был мотивирован законными причинами, но отказ не был выдан вовремя, застрахованное лицо, даже если оно получило отказ, может рассчитывать на получение компенсации в виде пеней.
Если речь идет о добровольных видах страхования, то в данном случае неустойка также может быть взыскана. Однако в этом случае нужно быть внимательным, так как страховщики всячески стараются избежать исполнения своих обязательств, хотя они и прописаны в договорах страхования.

Относится ли досудебное урегулирование споров ОСАГО обязательной перед подачей иска процедурой?

В соответствии с действующим законодательством, судебный иск в отношении споров, касающихся ОСАГО, не может быть подан до того, как будут пройдена процедура досудебного урегулирования. Сама претензия должна быть обязательно приложена к исковому заявлению, без нее иск не будет принят. Этого требует не только закон, но и любой договор страхования.
В отношении договоров добровольного страхования, данная норма не является обязательной – иски рассматриваются без соблюдения досудебной процедуры. Более того, обязательность претензионной стадии не предусматривает и Закон, защищающий права потребителей,
Другими словами, для досудебного порядка урегулирования спора ОСАГО – обязателен, а для, например, КАСКО, – нет.

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора ОСАГО

Первое, что нужно сделать для инициации ля того чтобы инициировать процедуру досудебного решения, это составить саму претензию. От того как она будет составлена, будет зависеть какое решение по ней будет принято.
Схематически документ представляет типичное официальное письмо, состоящее из шапки, где вписываются данные адресата и отправителя, и собственно тело, где отражается суть претензии.
Все события отражаются в хронологическом порядке, начиная с момента получения ущерба, далее описываются претензии отказа и другие события.
После изложения данных фактов необходимо указать свои требования пересмотреть первоначальное решение, а также в случае необходимости прописать требование о неустойки и пенях.
Если претензия подается уже после того как ремонт автомобиля был произведен, в том случае к ней прикрепляются документы подтверждающие суммы, потраченные на ремонт.
Важно учесть, что в случае если претензия подается для обжалования решения по ОСАГО, то подтверждающие документы должны быть приложены в обязательном порядке.