К сожалению, в практике работы страховых компаний, встречаются ситуации, когда застрахованные лица недовольны работой страховщиков. И во многих случаях, потерпевшие обращаются в суд.
Исходя из анализа судебной практики, можно говорить о том, что большинство нарушений, связанных с регламентом работы страховой компании, касаются взысканий по страховым спорам ОСАГО, необоснованно заниженных выплат и финансовых санкций.

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то первое что вам нужно знать, что в зависимости от правового статуса истца споры по ОСАГО решаются в разных судах. Для физических лиц решения принимаются в суде общей юрисдикции, а для юридических в арбитражных.

Следующий важный момент, на который необходимо обратить внимание, вытекает из самой природы такого вида страхования как ОСАГО. Поскольку данный вид является обязательным – государство не только регулирует все аспекты, связанные с формированием тарифов и размером выплат. Также под чутким контролем находятся вопросы, касающиеся разрешения споров, связанных с недобросовестным, по мнению потерпевшей, стороны, исполнением страховой компанией своих обязанностей.

Так, например, обязательной в данном случае является стадия досудебное урегулирование споров по ОСАГО. Данный этап предусматривает подачу претензии. Только после его прохождения, в случае неудовлетворительного решения, гражданин может обратиться в суд. Сама претензия, равно как и ответ на нее должны быть обязательно приложены к иску. Данное положение регламентируется поправками, принятыми к закону «Об ОСАГО», вступившими в силу в сентябре 14-го года.
Важно отметить, что данная претензия имеет срочный характер рассмотрения. Ответ на нее должен быть дан не позднее пяти рабочих дней с момента ее получения.

Судебная практика по страховым спорам ОСАГО

Важно сказать, что страховые случаи, произошедшие до 1 сентября 2014 года, решения по которым до сих пор находятся на стадии рассмотрения, могу рассматриваться судом без прохождения претензионной стадии. Все что произошло после этой даты, без указанного приложения рассматриваться судом не будет.
Помимо текста претензии к иску должны быть приложены другие документы подтверждающие страховой факт.
В случае если таки доказательства будут отсутствовать, то суд будет иметь основания не удовлетворять иск, то есть принять решение в пользу стороны ответчика.
Споры со страховыми компаниями по ОСАГО, доходящие до суда – можно классифицировать сна следующие группы:
• Иски, связанные с несвоевременностью страховой выплаты;
• Иски, связанные с необоснованно заниженными суммами страхового возмещения, которые несоразмерны сумме причиненного урона;
• Абсолютный отказ в выплате, обоснование которого не несет законный характер;
• Непринятие документов, например из-за участия независимого эксперта;
• Произведенный дилером страховой компании ремонт, который не соответствует стандартам качества;
• Неверный расчет износа деталей, некорректный расчет стоимости самого автомобиля;
• Отказ в выплате, предназначенной для погребения погибшего лица, имеющего страховой полис.

Споры со страховыми компаниями по ОСАГО

Наравне с исками от клиентов страховых компаний, имеют место и судебные жалобы со стороны страховых компаний в отношении клиентов, которые подозреваются страховщиками в мошенничестве.
Ввиду того что компания имеет более очевидные правовые и финансовые ресурсы им проще собрать доказательства, вины застрахованного лица. Тем не менее, случаи мошенничества со стороны клиентов встречаются не так уж и редко. Одна из самый распространенных схем- это фабрикация обстоятельств, для получения выплаты превышающей сумму лимита, по данной категории страховых случаев.
Также страховщиками может быть выявлен подлог и подделка представленных документов. Все это является действительным основанием для обращения в суд, с целью возврата переплаченных сумм.
В настоящее время, ввиду того что страхование автогражданской ответственности является обязательной процедурой, государство, как мы уже отмечали в данной публикации, четко регламентирует все аспекты его функционирования. В частности, речь идет и о содержании самого договора страхования – который, по своей сути, является публичным документом, и в его содержание не может подлежать коррекции. Данное положение касается всех страховых споров по ОСАГО РОСГОССТРАХ, и прочих страховых компаний.
Помимо исков, в качестве ответчиков по которым выступают страховые компании, потерпевшая сторона может обратиться в суд и с иском против виновника ДТП. В этом случае, как правило, речь идет о взыскании компенсации за причиненный моральный вред. Однако такой иск должен быть поддержан хорошей доказательной базой, например показаниями очевидцев и другими доказательствами понесенных морально-нравственных и физических страданий. Безусловно, все эти факты должны иметь непосредственное отношение к дорожному инциденту.
Суды обычно положительно относятся к подобным требованиям, однако удовлетворяют их, к сожалению, частично.